Российская Федерация

Территориальный фонд

 обязательного медицинского страхования
Саратовской области

 410600, Россия, Саратов, пр. Кирова, 10, 12

Телефоны: (845-2) 23-88-02, 23-88-05

23-87-40

 

 

 

Главному врачу медицинского учреждения,

 

Главному бухгалтеру медицинского учреждения

 

От 31.03.2009г.

 

 

 

 

 

О типичных нарушениях, выявленных

в ходе контроля за использованием средств ОМС

 

 

В целях осуществления контроля за целевым и рациональным использованием средств ОМС в 2008 году ТФОМС проведено 62 проверки в медицинских учреждениях.

По результатам проверок общая сумма нецелевого использования средств ОМС (за проверяемый период 2005 – 2008гг.) составила 10 404 069,97 руб., что на 55,7% больше чем по проверкам, проведенным в 2007г. (5 791 045,0 руб. - за проверяемый период 2004 – 2007гг).

По-прежнему, наибольшую долю в структуре нецелевых расходов медицинских учреждений составляют расходы, не включенные в состав тарифов на медицинские услуги, оказанные по ОМС – 4 983 096,22 руб., или 47,9% от общей суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС.

Вторым, по объему выявленных нарушений, является направление средств ОМС на финансирование структурных подразделений (служб), финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, или на оплату видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС 3 264 696,84 руб. ( 31,4% ).

Третьим, по объему выявленных нарушений, является вид расходов, произведенных сверх норм, установленных соответствующими министерствами (ведомствами) РФ – 1 194 153,65 руб. ( 11,5% ).

Наименьшим по объему выявленных сумм, является тип нарушений, связанный с расходованием средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов – 962 123,26 руб. ( 9,2% ). Причиной данных нарушений (например – списание дебиторской задолженности без подтверждающих документов) является несоблюдение требований Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

Для профилактики указанных финансовых нарушений, на официальном сайте ТФОМС будет периодически размещаться информация по результатам проведенных проверок с указанием факторов, повлиявших на нецелевое использование средств ОМС и ссылками на необходимые нормативные документы.

 

По виду расходов, не включенных в состав тарифов на медицинские услуги, часто выявляются нарушения, связанные с необоснованным приобретением основных средств по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (медицинская техника - тонометры, коробки стерилизационные, облучатели бактерицидные, медицинская мебель, дозаторы и т.д.).

При отнесении приобретаемого изделия к объектам основных средств следует руководствоваться критериями, установленными приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по Бюджетному учету»:

- объект независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев,

- объект предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.

При этом срок полезного использования объектов определяется исходя из:

- информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации (постановление Правительства РФ от 1 января 2002г. N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);

- при отсутствии информации в законодательстве РФ, исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества;

- при отсутствии информации в законодательстве РФ и в документах производителя, на основании решения комиссии учреждения по выбытию основных средств, принятого с учетом:

- ожидаемого срока использования этого объекта,

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта,

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта,

- гарантийного срока использования объекта,

- сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы РФ и от государственных и муниципальных организаций.

Генеральным тарифным соглашением в системе ОМС Саратовской области по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» предусмотрено приобретение только медицинского инструментария сроком службы более 12 месяцев. Таким образом, приобретение других изделий медицинской техники за счет средств ОМС неправомерно. Перечень медицинских инструментов содержится в ОКОФ, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94г. № 359 и Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993г. № 301 по коду ОКП 94 3000. При этом, эффективность пользования классификатором ОК 005-93 заключается в том, что код ОКП обозначается в сертификате соответствия изделия медицинского назначения.

 

В следующем обзоре будет представлена информация о фактах нецелевого использования средств ОМС на приобретение вакцин, а так же на приобретение лекарственных средств без сертификата качества.

 

 

Начальник КРУ – Цуканов Д.В.