Информация о системных нарушениях, выявленных при проведении контроля ТФОМС за деятельностью медицинских организаций, в ходе реализации приказа ФОМС от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования»
в 2015-2016 годах:
1. В нарушение требований Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» допускается нецелевое использование средств ОМС, выразившееся:
- в оплате собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по ОМС;
- в финансировании структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из иных источников;
- расходование средств, сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами;
- в оплате расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;
- в расходовании средств, при отсутствии подтверждающих документов.
2. Нарушения при расходовании средств на оплату труда (неправомерно начислена и выплачена заработная плата, ошибки при начислении стимулирующих выплат главному врачу, неверно начисленная доплата за вредность, за стаж работы).
3. Превышение штатной численности относительно рекомендованных штатных нормативов, превышение расчетного количества ставок по функции врачебной должности.
4. Недостача и излишки по итогам проведения инвентаризации материальных запасов.
5. Превышение цен при закупке медикаментов и продуктов питания.
6. В результате бездействия главного врача, в части несвоевременного переоформления необходимых документов для списания автомобилей, осуществлялись расходы на неэксплуатируемые автомобили (ОСАГО, транспортный налог).
7. Игнорирование требований Постановления Правительства Саратовской области от 7 апреля 2014 года № 212-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области» - дробление суммы заказов до 500,0 тыс. рублей, до 100,0 тыс. рублей (с 08.06.2015) и самостоятельное размещение заказов на приобретение материальных запасов, минуя Государственное агентство по централизации закупок.
8. Без оформления договорных отношений и без согласования с собственником имущества, нежилые помещения занимают сторонние организации, не проведен конкурс или аукцион при предоставлении помещений в аренду, общая площадь которых превышает двадцать квадратных метров.
9. В нарушение Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключенных с СМО, медицинские организации не направляют в СМО сведения об оказании медицинской помощи застрахованному лицу, пострадавшему в результате противоправных действий (бездействия) третьих лиц, одновременно с предоставлением счетов за оказанную медицинскую помощь.
10. В нарушение п. 1. п.п.4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» годовой объем закупок товаров, работ, услуг, по договорам на сумму, не превышающую ста тысяч рублей с единственным поставщиком, превысил допустимый предел в два миллиона рублей или пять процентов совокупного годового объема закупок.
11. В нарушение пункта 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункта 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 162н, пункта 34 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н не отражен на соответствующем счете бухгалтерского учета 010536000 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» лом черных металлов, образовавшийся в результате проведения текущего ремонта и сдача лома черных металлов в организацию, осуществляющую его прием, не производилась.
12. Нарушение учета движения медикаментов (списание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и расходных материалов со счетов бухгалтерского учета, отражалось не по факту расходования, а в момент перемещения со склада (аптеки) в отделения, несвоевременное оприходование и списание), учет медикаментов в бухгалтерском учете отражался одной строкой в суммовом выражении («медикаменты») без аналитического учета по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству.
13. Списание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов подлежащих и не подлежащих ПКУ со счетов бухгалтерского учета осуществляется согласно отчетам о фактическом списании данных материалов, предоставляемых отделениями Больницы. Однако, данные содержащиеся в отчетах отделений не соответствуют фактическому расходу при сопоставлении записей в журналах учета медикаментов старшей медицинской сестры, записей журналов учета медикаментов в процедурном кабинете, записей журналов учета медикаментов постовыми сестрами и записей листов назначений медицинских карт стационарного больного. Таким образом, отчеты, предоставляемые в бухгалтерию медицинской организации как основание для списания с бухгалтерского учета, носят формальный характер и не отражают фактический расход медикаментов в учреждении.
14. Имеют место закупки лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности (менее 6 месяцев до окончания срока годности).
15. Медицинскими организациями со счетов бухгалтерского учета списываются лекарственные препараты и изделия медицинского назначения с истекшим сроком годности либо имеются в наличии лекарственные препараты и расходные материалы с истекшим сроком годности или с ограниченным сроком годности (менее 6 месяцев до окончания срока годности).
16. Медицинские организации осуществляют закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов медицинского назначения не рационально (имеющиеся в медицинской организации в достаточном количестве для обеспечения годовой потребности), в связи с чем у медицинской организации формируется избыток препаратов по одним наименованиям (который Больница не успевает израсходовать и списывает в связи с истекшим сроком годности), и недостаток препаратов по другим наименованиям.
Причинами перечисленных выше недостатков по учету и движению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов медицинского назначения, являются нерациональный подход при планировании закупок и формальный подход к учету движения медикаментов в медицинской организации, а именно:
- при планировании закупок отсутствие анализа остатков лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов медицинского назначения на начало года, принятых обязательств в текущем году и фактического расхода;
- несвоевременное списание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов медицинского назначения, подлежащих предметно-количественному учету и не подлежащих предметно-количественному учету со счетов бухгалтерского учета;
- формальный характер отчетов о движении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов медицинского назначения, предоставляемые в бухгалтерию не отражающих фактический расход в медицинской организации.
17. В нарушение приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.03.2013 № 65 «Об установлении формы и порядка предоставления отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования» имеются случаи предоставления недостоверных сведений о начисленном ФОТ работников в ТФОМС Саратовской области (расхождение данных бухгалтерского учета и данных отраженных в отчетной форме).
18. В нарушение Нормативов потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения, утвержденных приказом Минздрава СССР от 30.08.1991 № 245, имеются случаи учета и списания спирта этилового в отделениях медицинских организаций не в граммах, а во флаконах.
19. В нарушение п.1 п.п.4 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» имелись случаи заключения медицинскими организациями договоров поставки на сумму, превышающую сто тысяч рублей без проведения конкурсных процедур.