Информация о системных нарушениях, выявленных в ходе реализации приказа Минздрава РФ от 26.03.2021 № 255н

 

В 2023 году проведена 61 проверка в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту – ОМС) на территории Саратовской области.

Полномочия по контролю за использованием средств ОМС в 2023 году осуществлялись ТФОМС Саратовской области в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 № 255н.

Основными вопросами  проведенных проверок явились:

- обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по  структуре тарифа на оплату медицинской помощи; достоверность и своевременность представления отчетов медицинской организацией об использовании средств обязательного медицинского страхования;

- соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, полученных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;

- устранение нарушений, выявленных предыдущими проверками.

По результатам проверок по фактам использования средств ОМС не по целевому назначению составлены акты с наложением финансовых санкций. Типичные нарушения (нецелевое использование средств ОМС):

- расходы на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов для туберкулинодиагностики, иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

- расходы на оказание паллиативной медицинской помощи;

- расходы на оплату труда  работников, подлежащие финансированию из бюджетных средств;

- расходы на оплату труда, приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, бланочной продукции, оплата услуг по повышению квалификации для оказания платных медицинских услуг;

- расходы на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении, уничтожение и охрана наркотических и психотропных средств;

- выплата надбавки компенсационного характера медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, надбавок компенсационного характера медицинским работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза;

- расходы на приобретение основных средств стоимостью более 100,00 тыс. руб. за единицу;

- расходы на горюче-смазочные материалы на поездки, не связанные с деятельностью по ОМС;

- расходы на приобретение материальных запасов, предназначенных для лабораторной диагностики заболеваний вызванных ВИЧ и для лабораторной диагностики граждан на состояние наркотического опьянения.

Также, в ходе проверок установлены нарушения условий Соглашений при использовании средств нормированного страхового запаса:

- направление средств нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала при отсутствии прироста штатной численности в текущем году, а также направление средств на оплату труда не в полном размере, указанного в заявках.

По итогам проверок также выявлены и иные нарушения:

- планы финансово-хозяйственной деятельности  в части средств ОМС по итогам года утверждены не по кассовому методу;

- выплата заработной платы отдельным работникам административно-управленческого персонала стоматологических медицинских организаций, осуществлялась в большей части из средств ОМС при наличии иных источников финансового обеспечения деятельности;

выплата заработной платы в отдельных случаях главным врачам за дополнительный объем работы по врачебной специальности  осуществляется с ошибочным применением оклада за конкретный период времени, при отсутствии приказов Минздрава области;

- расчет выплаты стимулирующей выплаты главным врачам осуществляется с ошибочным применением оклада и процентов за конкретный период времени;

- доплата за работу в ночное время, осуществляется сотрудникам, не входящих в перечень подразделений, которым предусмотрена данная выплата;

- выполнение должностных обязанностей медицинской сестрой диетической при отсутствии сертификата по специальности «диетология»;

- несоблюдение требований ведения бухгалтерского учета в части движения и выбытия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и прочих материальных запасов, принятие к учету первичных учетных документов (путевые листы) без оформления обязательных реквизитов;

- наличие в обращении лекарственных препаратов с истекшим сроком годности;

- приобретение лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности в объеме, превышающем годовую потребность;

- оформление  журнала учета раствора этилового спирта более чем на один календарный год;

- не проведение инвентаризации лекарственных средств, расходных материалов медицинского назначения, медицинского инструментария, реактивов и химикатов при смене материально-ответственных лиц (при увольнении);

- искажение в реестре счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, сведений о сроках оказанной медицинской помощи, об объеме оказанной медицинской помощи; отражение недостоверной информации о дате оказания медицинской помощи, зарегистрированной в первичной медицинской документации (в реестре медицинских услуг указаны данные врача, находившегося в очередном отпуске, тогда как в медицинской карте указан другой врач, фактически оказавший медицинскую помощь данному пациенту).

- несоблюдение порядка регламента и информационного взаимодействия участников ОМС;

- искажение сведений, содержащихся в отчетах об использовании средств нормированного страхового запаса; отсутствие ведения раздельного учета средств, полученных из нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области;

- несвоевременная оплата за поставленные товары, оказанные работы и услуги в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По результатам рассмотрения актов проверок медицинскими организациями предоставлены планы устранения выявленных нарушений.