Информация о системных нарушениях, выявленных в ходе реализации приказа Минздрава РФ от 26.03.2021 № 255н

 

В  январе-декабре 2024 года проведено 57 комплексных проверок в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту – ОМС) на территории Саратовской области.

Полномочия по контролю за использованием средств ОМС в 2024 году осуществлялись ТФОМС Саратовской области в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 № 255н.

Основными вопросами  проведенных проверок явились:

- обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по  структуре тарифа на оплату медицинской помощи; достоверность и своевременность представления отчетов медицинской организацией об использовании средств обязательного медицинского страхования;

- соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, полученных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;

- устранение нарушений, выявленных предыдущими проверками.

По результатам проверок по фактам нецелевого использования средств ОМС составлены акты с наложением финансовых санкций. Типичные нарушения (нецелевое использование средств ОМС):

 - расходы по безвозмездной передаче лекарственных препаратов, в другие ГУЗы Саратовской области, не оказывающие  медицинскую помощь в сфере ОМС, либо не оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара по профилю «Онкология;

- расходы на отделения, оказывающие  платные медицинские услуги (оплата труда, списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации);

- расходы на отделения, оказывающие паллиативную медицинскую  помощь  (оплата труда,  списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации);

- расходы на оплату труда работников аптечного пункта, осуществляющих выдачу лекарственных препаратов льготным категориям граждан и розничую торговлю;

- расходы на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении, уничтожение и охрана наркотических и психотропных средств;

- расходы на оплату труда  работников, подлежащие финансированию из бюджетных средств;

-  расходы на приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

- расходы на выплату премии за непрерывный стаж работы свыше 25 лет и денежного вознаграждения при достижении пенсионного возраста не входящие в действующую систему оплаты труда медицинской организации; на выплату сотрудникам материальной помощи, не входящей в действующую систему оплаты труда;

- расходы на оплату труда работников, направленных в состав аккредитационных комиссий, на повышение квалификации, посещение семинаров, сопровождение к месту отдыха и общественных мероприятий по вопросам не связанным с деятельностью по ОМС;

- выплата надбавки компенсационного характера медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, надбавок компенсационного характера медицинским работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза;

-          расходы на приобретение основных средств стоимостью более 100,00 тыс. руб. за единицу (2021-2023 годы);

- расходы на приобретение материальных запасов и услуг, предназначенных для лабораторной диагностики заболеваний вызванных ВИЧ и для лабораторной диагностики граждан на состояние наркотического опьянения;

- осуществлены расходы на оплату услуг такси и ГСМ от места жительства к месту работы и обратно для сотрудников медицинской организации в не рабочее время;

- осуществление расходов на ремонт автомобиля, при наличии средств на лицевом счете, возмещенных от стороннего физического лица  за причиненный ущерб;

- расходы на оплату экспертизы результатов контрактов на приобретение модульных конструкций ФАП.

Также, в ходе проверок установлены нарушения условий Соглашений при использовании средств нормированного страхового запаса:

-  направление средств нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала при отсутствии прироста штатной численности в текущем году, а также направление средств на оплату труда не в полном размере, указанного в заявках. Причины нарушения:

- при подсчете прироста учитываются работники, принятые на 0,25 ст. - 0,75 ст.;

- учитываются работники, не оказывающие непосредственно медицинскую помощь (главный врач, заместители главного врача, главная медицинская сестра, регистраторы, статисты, методисты и другие);

- учитывается перевод медицинских работников на должности, не связанные с  оказанием непосредственно медицинской помощи;

- при подсчете прироста учитываются специалисты только амбулаторно-поликлинического отделения и не учитываются медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;

- не учитывается увольнение сотрудников занимающих менее 1,0 ставки;

- в заявках указывается сумма заработной платы, не соответствующая фактически начисленной и выплаченной, а также указывается сумма заработной платы, начисленная за счет всех источников финансирования (бюджет, платные услуги);

- при подсчете прироста не учитываются приказы на прием/увольнение медицинских работников за последние дни месяца (учитывается движение не за календарный месяц).

По итогам проверок также выявлены и иные нарушения:

- не соответствие коечного фонда, объемам оказания медицинской помощи, утвержденным комиссией по разработке территориальной программы ОМС Саратовской области;

- планы финансово-хозяйственной деятельности по итогам года утверждены не по кассовому методу;

- неэффективное использование средств ОМС (приобретение лекарственных препаратов в объемах, превышающих годовую потребность, что привело к утилизации или безвозмездной передаче лекарственных препаратов; не использование длительный период, приобретенного оборудования; оплата транспортного налога за неэксплуатируемые длительное время автомобили; оплата труда при отсутствии фактов оказания медицинской помощи);

- не осуществлялось снижение стимулирующих выплат заместителю руководителя (или главному бухгалтеру), ответственному за соответствующий раздел работы, при снижении размера надбавки за результативность и качество работ главному врачу;

- несоблюдение требований ведения бухгалтерского учета в части движения и выбытия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и прочих материальных запасов;

- принятие к учету путевых листов без оформления обязательных реквизитов;

- принятие к учету меню-требовании на выдачу продуктов питания содержащих не заполненные графы (информация о плановой стоимости одного дня, о плановой и фактической стоимости питания на всех довольствующихся);

- несвоевременная оплата за поставленные товары, оказанные работы и услуги в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- искажение сведений, содержащихся в отчетах об использовании средств нормированного страхового запаса; отсутствие ведения раздельного учета средств, полученных из нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области;

- несоблюдение порядка регламента и информационного взаимодействия участников ОМС;

- превышение штатных нормативов;

- назначение выплат стимулирующего характера в полном объеме  при низком исполнении функции врачебной должности в рамках оказания амбулаторно-поликлинической помощи;

- завышение базовых норм расхода топлива для автомобилей, приведшее к  необоснованному списанию ГСМ;

- не проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности, приведшее к отражению недостоверных сведений в годовой бухгалтерской отчетности;

- искажение годовой, квартальной бухгалтерской отчетности в части отражения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

- искажение отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере ОМС;

- необоснованное начисление выплат компенсационного характера,  оплаты сверхурочной работы при установленном ненормированном рабочем дне;

- неверное составление графиков работы сотрудников, приводящее к отработке более 120,00 часов сверхурочной работы, не предоставление ежедневного (междусменного) отдыха, выходных дней; отражение недостоверных данных о фактических затратах рабочего времени в табелях учета рабочего времени;

- оплата главным врачам за работу по совместительству должностей, за дежурства на дому, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни сверх установленного Минздравом области объема работы; неверное начисление стимулирующих выплат, премий главным врачам;

- допуск к организации лечебного питания при отсутствии лиц, имеющих специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «диетология», нарушение норм лечебного питания для пациентов находящихся на стационарном лечении в стационаре;

- нахождение в обращении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности;

- неверное применение классификации операций сектора государственного управления;

- осуществлялась приносящая доход деятельность при отсутствии данного вида деятельности в учредительных документах.

По результатам рассмотрения актов проверок медицинскими организациями  предоставляются планы устранения выявленных нарушений.

В случае неисполнения медицинской организацией требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, в соответствии с возложенными полномочиями по контролю за использованием средств, указанная информация направляется в прокуратуру Саратовской области для решения вопроса о принятии мер реагирования.

При невыполнении требований о возврате нецелевого использования средств ОМС ТФОМС Саратовской области осуществляется понуждение по устранению нарушений медицинской организацией в судебном порядке.