Информация о системных нарушениях, выявленных в ходе реализации приказа Минздрава РФ от 26.03.2021 № 255н
В январе-декабре 2024 года проведено 57 комплексных проверок в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту – ОМС) на территории Саратовской области.
Основными вопросами проведенных проверок явились:
- обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи; достоверность и своевременность представления отчетов медицинской организацией об использовании средств обязательного медицинского страхования;
- соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, полученных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
- устранение нарушений, выявленных предыдущими проверками.
По результатам проверок по фактам нецелевого использования средств ОМС составлены акты с наложением финансовых санкций. Типичные нарушения (нецелевое использование средств ОМС):
- расходы по безвозмездной передаче лекарственных препаратов, в другие ГУЗы Саратовской области, не оказывающие медицинскую помощь в сфере ОМС, либо не оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара по профилю «Онкология;
- расходы на отделения, оказывающие платные медицинские услуги (оплата труда, списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации);
- расходы на отделения, оказывающие паллиативную медицинскую помощь (оплата труда, списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации);
- расходы на оплату труда работников аптечного пункта, осуществляющих выдачу лекарственных препаратов льготным категориям граждан и розничую торговлю;
- расходы на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении, уничтожение и охрана наркотических и психотропных средств;
- расходы на оплату труда работников, подлежащие финансированию из бюджетных средств;
- расходы на приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- расходы на выплату премии за непрерывный стаж работы свыше 25 лет и денежного вознаграждения при достижении пенсионного возраста не входящие в действующую систему оплаты труда медицинской организации; на выплату сотрудникам материальной помощи, не входящей в действующую систему оплаты труда;
- расходы на оплату труда работников, направленных в состав аккредитационных комиссий, на повышение квалификации, посещение семинаров, сопровождение к месту отдыха и общественных мероприятий по вопросам не связанным с деятельностью по ОМС;
- выплата надбавки компенсационного характера медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, надбавок компенсационного характера медицинским работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза;
- расходы на приобретение основных средств стоимостью более 100,00 тыс. руб. за единицу (2021-2023 годы);
- расходы на приобретение материальных запасов и услуг, предназначенных для лабораторной диагностики заболеваний вызванных ВИЧ и для лабораторной диагностики граждан на состояние наркотического опьянения;
- осуществлены расходы на оплату услуг такси и ГСМ от места жительства к месту работы и обратно для сотрудников медицинской организации в не рабочее время;
- осуществление расходов на ремонт автомобиля, при наличии средств на лицевом счете, возмещенных от стороннего физического лица за причиненный ущерб;
- расходы на оплату экспертизы результатов контрактов на приобретение модульных конструкций ФАП.
Также, в ходе проверок установлены нарушения условий Соглашений при использовании средств нормированного страхового запаса:
- направление средств нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала при отсутствии прироста штатной численности в текущем году, а также направление средств на оплату труда не в полном размере, указанного в заявках. Причины нарушения:
- при подсчете прироста учитываются работники, принятые на 0,25 ст. - 0,75 ст.;
- учитываются работники, не оказывающие непосредственно медицинскую помощь (главный врач, заместители главного врача, главная медицинская сестра, регистраторы, статисты, методисты и другие);
- учитывается перевод медицинских работников на должности, не связанные с оказанием непосредственно медицинской помощи;
- при подсчете прироста учитываются специалисты только амбулаторно-поликлинического отделения и не учитываются медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
- не учитывается увольнение сотрудников занимающих менее 1,0 ставки;
- в заявках указывается сумма заработной платы, не соответствующая фактически начисленной и выплаченной, а также указывается сумма заработной платы, начисленная за счет всех источников финансирования (бюджет, платные услуги);
- при подсчете прироста не учитываются приказы на прием/увольнение медицинских работников за последние дни месяца (учитывается движение не за календарный месяц).
По итогам проверок также выявлены и иные нарушения:
- не соответствие коечного фонда, объемам оказания медицинской помощи, утвержденным комиссией по разработке территориальной программы ОМС Саратовской области;
- планы финансово-хозяйственной деятельности по итогам года утверждены не по кассовому методу;
- неэффективное использование средств ОМС (приобретение лекарственных препаратов в объемах, превышающих годовую потребность, что привело к утилизации или безвозмездной передаче лекарственных препаратов; не использование длительный период, приобретенного оборудования; оплата транспортного налога за неэксплуатируемые длительное время автомобили; оплата труда при отсутствии фактов оказания медицинской помощи);
- не осуществлялось снижение стимулирующих выплат заместителю руководителя (или главному бухгалтеру), ответственному за соответствующий раздел работы, при снижении размера надбавки за результативность и качество работ главному врачу;
- несоблюдение требований ведения бухгалтерского учета в части движения и выбытия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и прочих материальных запасов;
- принятие к учету путевых листов без оформления обязательных реквизитов;
- принятие к учету меню-требовании на выдачу продуктов питания содержащих не заполненные графы (информация о плановой стоимости одного дня, о плановой и фактической стоимости питания на всех довольствующихся);
- несвоевременная оплата за поставленные товары, оказанные работы и услуги в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- искажение сведений, содержащихся в отчетах об использовании средств нормированного страхового запаса; отсутствие ведения раздельного учета средств, полученных из нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области;
- несоблюдение порядка регламента и информационного взаимодействия участников ОМС;
- превышение штатных нормативов;
- назначение выплат стимулирующего характера в полном объеме при низком исполнении функции врачебной должности в рамках оказания амбулаторно-поликлинической помощи;
- завышение базовых норм расхода топлива для автомобилей, приведшее к необоснованному списанию ГСМ;
- не проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности, приведшее к отражению недостоверных сведений в годовой бухгалтерской отчетности;
- искажение годовой, квартальной бухгалтерской отчетности в части отражения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- искажение отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере ОМС;
- необоснованное начисление выплат компенсационного характера, оплаты сверхурочной работы при установленном ненормированном рабочем дне;
- неверное составление графиков работы сотрудников, приводящее к отработке более 120,00 часов сверхурочной работы, не предоставление ежедневного (междусменного) отдыха, выходных дней; отражение недостоверных данных о фактических затратах рабочего времени в табелях учета рабочего времени;
- оплата главным врачам за работу по совместительству должностей, за дежурства на дому, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни сверх установленного Минздравом области объема работы; неверное начисление стимулирующих выплат, премий главным врачам;
- допуск к организации лечебного питания при отсутствии лиц, имеющих специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «диетология», нарушение норм лечебного питания для пациентов находящихся на стационарном лечении в стационаре;
- нахождение в обращении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности;
- неверное применение классификации операций сектора государственного управления;
- осуществлялась приносящая доход деятельность при отсутствии данного вида деятельности в учредительных документах.
По результатам рассмотрения актов проверок медицинскими организациями предоставляются планы устранения выявленных нарушений.
В случае неисполнения медицинской организацией требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, в соответствии с возложенными полномочиями по контролю за использованием средств, указанная информация направляется в прокуратуру Саратовской области для решения вопроса о принятии мер реагирования.
При невыполнении требований о возврате нецелевого использования средств ОМС ТФОМС Саратовской области осуществляется понуждение по устранению нарушений медицинской организацией в судебном порядке.