Информация о системных нарушениях, выявленных в ходе реализации приказа Минздрава РФ от 26.03.2021 № 255н
В январе-июне 2025 года проведено 33 проверки в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту – ОМС) на территории Саратовской области.
Основными вопросами проведенных проверок явились:
- обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи; достоверность и своевременность представления отчетов медицинской организацией об использовании средств обязательного медицинского страхования;
- соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, полученных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
- устранение нарушений, выявленных предыдущими проверками.
По результатам проверок по фактам нецелевого использования средств ОМС составлены акты с наложением финансовых санкций.
Типичные нарушения (нецелевое использование средств ОМС):
- расходы по безвозмездной передаче лекарственных препаратов в другие учреждения Саратовской области, не оказывающие медицинскую помощь в сфере ОМС, либо не оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара по соответствующему профилю;
- расходы на отделения, оказывающие платные медицинские услуги (оплата труда, списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации, профосмотры сотрудников);
- расходы на отделения, оказывающие паллиативную медицинскую помощь (оплата труда, списание лекарственных средств и расходных материалов, образовательные услуги, повышение квалификации);
- расходы на оплату труда работников аптечного пункта, осуществляющих выдачу лекарственных препаратов льготным категориям граждан и розничую торговлю;
- расходы на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при их амбулаторном лечении;
- расходы на оплату труда работников, подлежащие финансированию из средств регионального бюджета;
- расходы на выплату денежных вознаграждений, не входящих в действующую систему оплаты труда медицинской организации;
- расходы на оплату труда работников, направленных в состав аккредитационных комиссий, оплата времени простоя непрофильного специалиста, расходы на повышение квалификации, посещение семинаров, по вопросам не связанным с деятельностью по ОМС;
- выплата надбавки компенсационного характера медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
- расходы на оплату транспортного налога, ОСАГО на автомобили, не используемые в целях ОМС;
- расходы на приобретение материальных запасов и услуг, предназначенных для лабораторной диагностики заболеваний вызванных ВИЧ;
- расходы на обучение сотрудников по образовательной программе высшего образования «Общественное здравоохранение»;
- расходы на оплату труда специалиста по связям с общественностью, за ведение аккаунтов в госпабликах, не связанных с деятельностью по ОМС.
Также, в ходе проверок установлены нарушения условий Соглашений при использовании средств нормированного страхового запаса (средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС) в части направления средств нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала при отсутствии прироста штатной численности в текущем году, а также направление средств на оплату труда не в полном размере, указанного в заявках.
Причины нарушений:
- при подсчете прироста учитываются работники, принятые на 0,25 ст. - 0,75 ст.;
- учитываются работники, не оказывающие непосредственно медицинскую помощь (главный врач, заместители главного врача, главная медицинская сестра, регистраторы, статисты, методисты и другие);
- учитывается перевод медицинских работников на должности, не связанные с оказанием непосредственно медицинской помощи;
- при подсчете прироста учитываются специалисты только амбулаторно-поликлинического отделения и не учитываются медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
- не учитывается увольнение сотрудников занимающих менее 1,0 ставки;
- в заявках указывается сумма заработной платы, не соответствующая фактически начисленной и выплаченной, а также указывается сумма заработной платы, начисленная за счет всех источников финансирования (бюджет, платные услуги);
- при подсчете прироста не учитываются приказы на прием/увольнение медицинских работников за последние дни месяца (учитывается движение не за календарный месяц).
По итогам проверок также выявлены и иные нарушения:
- планы финансово-хозяйственной деятельности по итогам года утверждены не по кассовому методу;
- неэффективное использование средств ОМС (приобретение лекарственных препаратов в объемах, превышающих годовую потребность, что привело к утилизации или безвозмездной передаче лекарственных препаратов);
- не осуществлялось снижение стимулирующих выплат заместителю руководителя (или главному бухгалтеру), ответственному за соответствующий раздел работы, при снижении размера надбавки за результативность и качество работ главному врачу;
- несвоевременная оплата за поставленные товары, оказанные работы и услуги в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- искажение сведений, содержащихся в отчетах об использовании средств нормированного страхового запаса;
- несоблюдение порядков и регламентов информационного взаимодействия участников ОМС;
- искажение отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере ОМС;
- неверное составление графиков работы сотрудников, приводящее к отработке более 120,00 часов сверхурочной работы, не предоставление ежедневного (междусменного) отдыха, выходных дней;
- допуск к организации лечебного питания при отсутствии лиц, имеющих специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «диетология», нарушение норм лечебного питания для пациентов находящихся на стационарном лечении в стационаре;
- нахождение в обращении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности.
В ходе проверок в том числе, анализируются причины формирования просроченной кредиторской задолженности. Основными причинами являются:
-осуществление расходов на оказание медицинской помощи сверх установленных объемов;
- не соответствие коечного фонда, объемам оказания медицинской помощи, утвержденным комиссией по разработке территориальной программы ОМС Саратовской области;
- не осуществляется анализ использования коечного фонда и соответственно не оценивается необходимость сохранения количества круглосуточных постов, а также не оценивается фактические объемы оказания медицинской помощи, что приводит к значительным дополнительным затратам на оплату труда (назначение выплат стимулирующего характера в полном объеме при низком исполнении функции врачебной должности в рамках оказания амбулаторно-поликлинической помощи);
- высокий уровень штрафных санкций по результатам контрольно-экспертных мероприятий;
- невыполнение объемов предоставления медицинской помощи по отдельным ее видам;
- превышение утвержденных целевых значений показателей по средней заработной плате;
- превышение рекомендуемых штатных нормативов;
- принятие обязательств сверх утвержденных плановых назначений на соответствующий год, в том числе по оплате труда, что свидетельствует о низкой финансовой дисциплине со стороны руководства;
- объем закупки товаров, работ, услуг посредством прямых договоров свыше допустимых 10 % от совокупного годового объема.
По результатам рассмотрения актов проверок медицинскими организациями предоставляются планы устранения выявленных нарушений.
В случае неисполнения медицинской организацией требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, в соответствии с возложенными полномочиями по контролю за использованием средств, указанная информация направляется в прокуратуру Саратовской области для решения вопроса о принятии мер реагирования.
При невыполнении требований о возврате нецелевого использования средств ОМС ТФОМС Саратовской области осуществляется понуждение по устранению нарушений медицинской организацией в судебном порядке.