Информация о системных нарушениях, выявленных в ходе реализации приказа Минздрава РФ от 26.03.2021 № 255н
В январе – декабре 2022 года проведена 71 проверка в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту – ОМС) на территории Саратовской области.
Основными вопросами проведенных проверок явились:
- обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи; достоверность и своевременность представления отчетов медицинской организацией об использовании средств обязательного медицинского страхования;
- соблюдение медицинской организацией обязательств по использованию средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, полученных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
- устранение нарушений, выявленных предыдущими проверками.
По результатам проверок по фактам нецелевого использования средств ОМС составлены акты с наложением финансовых санкций.
В январе-декабре 2022 года допущены типичные нарушения, выявленные при проведении проверок в медицинских организациях (нецелевое использование средств ОМС):
- расходы на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов для туберкулинодиагностики, иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям, расходы на оказание паллиативной медицинской помощи, расходы на оплату труда врачей, подлежащих финансированию из бюджетных средств;
- расходы на оплату труда работников, направленных в состав военно-врачебной комиссии в военный комиссариат, расходы на оплату труда работников, оказывающих платные услуги;
- расходы на приобретение основных средств стоимостью более 100,00 тыс. руб. за единицу (приобретены до марта 2022 года);
- расходы на финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно;
- расходы на услуги по разработке проектно-сметной документации и по проведению экспертизы проектной документации для капитального ремонта, на осуществление капитального ремонта;
- расходы на приобретение реагентов на наличие антител G и IgG, антител к антигену SARS-CoV-2, использованных при оказании платных услуг, бланков для оказания платных медицинских услуг, материальных запасов для обеспечения зубного протезирования, расходы на горюче-смазочные материалы при оказании платных услуг;
- расходы на приобретение материальных запасов, предназначенных для лабораторной диагностики заболеваний вызванных ВИЧ и для лабораторной диагностики граждан на состояние наркотического опьянения;
- приобретение и использование без решений врачебной комиссии лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- расходы на питание пациентов, осуществляющих лечение за счет других источников финансирования;
- расходы на выплату надбавок компенсационного характера медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человек;
- расходы на образовательные услуги по повышению квалификации по программе «Паллиативная помощь».
Также, в ходе проверок установлены нарушения условий Соглашений при использовании средств нормированного страхового запаса:
- несоблюдение условий Соглашений, в том числе в части наличия потребности в приобретении и ремонте медицинского оборудования, предусмотренного утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи, средства нормированного страхового запаса направлены на повышение квалификации работников, ранее оплаченной за счет средств ОМС в рамках реализации территориальной программы ОМС;
- направление средств нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала не в полном размере, указанного в заявках; при отсутствии прироста штатной численности в текущем году; на оплату труда медицинского персонала принятого в предыдущем периоде.
По итогам проверок также выявлены и иные нарушения:
- несоблюдение требований ведения бухгалтерского учета в части движения и выбытия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и прочих материальных запасов; принятие к учету первичных учетных документов (путевые листы) без оформления обязательных реквизитов;
- неиспользование длительный период оборудования, приобретенного за счет средств ОМС, нормированного страхового запаса;
- несоблюдение порядка регламента и информационного взаимодействия участников ОМС;
- нарушения при заполнении отчетности о заработной плате работников медицинских организаций;
- хранение лекарственных средств и расходных материалов с истекшим сроком годности не отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне, оформление журнала учета раствора этилового спирта более чем на один календарный год;
- несвоевременная оплата за поставленные товары, оказанные работы и услуги в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- искажение сведений о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, отражение недостоверных данных о кассовых расходах при заполнении отчетности о расходовании средств ОМС;
- отсутствие ведения раздельного учета средств, полученных из нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области, искажение сведений, содержащихся в отчетах об использовании средств нормированного страхового запаса;
- несоблюдение требований бухгалтерского учета о проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности.
По результатам рассмотрения актов проверок приняты меры по устранению выявленных нарушений.